Лекция Оксаны Силантьевой

Все о контенте: что сегодня читают и как это продвигать?

Научиться смотреть на свои материалы глазами читателя
Читать Смотреть Раздатки

Как натренировать недостающие медийные навыки? Зачем делить аудиторию на сегменты? И как работать с каждым? Ответы – в лекции Оксаны Силантьевой, мультимедийного продюсера, антикризисного менеджера, эксперта в области интерактивного обучения, основателя проекта Silamedia.

Главные темы:

Инструменты для (само)диагностики специалиста

С образованием история получилась такая. Я жертва педагогического эксперимента. В начальной школе вместо арифметики или ИЗО у нас был, например, день снега. Или день коричневого цвета. Поэтому вместо привычных уроков мы читали про снег, рисовали его и ставили опыты. То есть концентрировались не на изучении предмета, а на феномене, и рассматривали его с разных сторон.

Если научить человека воспринимать мир как систему, то потом традиционные школа и вуз над ним не властны. Теперь я меряю мир по себе, и это проблема. Я понимаю, что если вот эту ручку подкрутить, то будут последствия. А многие привыкли мыслить узкими отраслями. «Я гуманитарий, я боюсь программу Excel» — в таком духе. Это наследуется из нашего традиционного образования.

Мы провели больше 90 интервью с людьми, которые нанимают сотрудников. Вопросов было всего два. Если вы берёте человека на работу, что он должен уметь делать? При этом «делать» — физический глагол. Не надо словоблудия вроде «организовывать, стимулировать, улучшать, просчитывать». А второй вопрос был о том, что человек не умел делать, раз вы его уволили. И вы знаете, это были совершенно другие ответы.

Мы часто нанимаем редактора и хотим, чтобы он к тому же был немножко дизайнером, а ещё вёл соцсети. Или берём в корпоративное СМИ новостника, который, конечно, будет тащить в пиаровский продукт свою журналистскую сущность.

Как натренировать недостающие навыки?

Три способа. Например, пойти на стажировку к мастеру. Наше образование оборвало эту традицию, а ведь наставник даёт больше, чем любые теоретические курсы.

Второе — конференции, семинары или тренинги. Это менее полезно, потому что информация, которую вы услышите, устарела года на три. Допустим, компания сделала что-то интересное. Через какое-то время она получила ощутимый результат. Прошло еще несколько лет, прежде чем нашлась конференцию с подобной тематикой. И вот, годы спустя, вы получаете рассказ об успешном кейсе.

И ещё. Из-за конкуренции никто не станет «палить» современные данные. Наставник готов вас учить, потому что вы будете работать на общий результат. А у стороннего эксперта какой интерес?

Наконец, книги. Пройдёт некоторое время, пока книгу напишут и опубликуют. Так что это полезный опыт, но часто тоже запоздавший.

Формат материала

Существует классическая схема коммуникационного акта. Один человек хочет передать другому некую мысль. И от его умения коммуницировать зависит, насколько сказанное похоже на то, что он имел в виду. Этот навык не вырабатывается автоматически, его нужно тренировать. И пока детей в школе учат сидеть и не отсвечивать, а не высказывать мнение и корректировать его, такая способность не развивается.

Диаграмма

Вернёмся к схеме. Человек, который хочет передать сообщение, выбирает подходящий для этого формат. И это чаше всего текст.

Русскоязычная культура текстоцентричная. Поэтому у нас возникает ощущение, что текст — это король. А всё остальное, например, комиксы, — «попсня» и веселуха, и ничего хорошего в таком виде сделать невозможно. Мы стали на рельсы текста, хотя звучащая речь и визуальный язык не хуже. Разве можно сказать, что лучше: архитектура или танец, кино или балет?

Что такое канал связи с читателем?

На конференциях часто говорят: «Вас нет в Telegram — значит, вас нет в бизнесе». Или: «У вас нет сайта? Вас нет в медиа». Но бывают издания, у которых с прибылью всё в порядке, а сайта нет вообще.

Каналы не делятся на правильные и неправильные. Просто одни помогают донести информацию, а другие нет.

Знаете же эту цепочку? У нас была газета, а потом на конференции сказали, что нужен сайт. Мы завели сайт, хотя ресурсов больше не стало, поэтому навалили эту работу на существующих журналистов. А контент где брать? Ну, у нас же всё свёрстано. Так что ctrl+c, ctrl+v — и вот оно на сайте. А потом смотрим – газету покупать перестали, а сайт как-то не компенсировал.

Дальше — новая модная волна. Все завели соцсети. Но где брать для них контент? Правильно, на сайте. Ctrl+c, ctrl+v. При этом мы даже не научились делать красивые иллюстрации и писать правильные заголовки, чтобы выглядеть прилично.

Ну а сейчас — не дай бог у вас нет мессенджера! Почему вы до сих пор не завели Telegram? Где брать контент, понятно. Из соцсетей и дальше по цепочке.

Но это не работает. Сейчас актуальнее подход digital first, когда мы переворачиваем привычную схему. То есть публикуем в мессенджере молнии. Потом выбираем самое актуальное и даём короткие новости в соцсети и там же запускаем дискуссию с пользователями. Дальше смотрим, какая тема взлетела, и делаем лонгрид на сайт. В итоге только самое крутое и классное, то, что нужно сохранить для истории, выходит в виде текста.

Надо задать себе вопрос: до кого вы хотите достучаться? Если до людей, которых нет в Telegram, ну так забейте на этот Telegram.

Был интересный кейс про WhatsApp в Якутии. Вы же представляете, какие там расстояния — от улуса до улуса четыре дня на лыжах. Но общаться-то надо. А интернет не широкополосный, кабель в оленя не воткнёшь. Так вот, там появилась WhatsApp-журналистика. Каждый клан, организация или семья сидит в своём чате. И местный редактор, готовя новость, сразу думает о том, какой WhatsApp-группе она подойдёт.

Как научиться думать с позиции читателя?

Мы привыкли вещать. А понимания потребностей аудитории и умения её сегментировать у нас пока нет.

Обычная история: время 10 утра, мы ещё ничего не написали, а в почте лежит готовая сводочка МВД. Так почему бы не забить всю ленту новостями о том, кто сгорел или разбился.

Потом смотришь новости и видишь, что одни переписали пресс-релиз, а все остальные у них скопировали. Зачем это читателю? Ведь у него, скорее всего, совсем другие проблемы. Не дай бог, кто-то в семье серьёзно заболел, а ты не понимаешь, куда и с какими справками идти.

Дайте ему полезную информацию в виде инфографики или пошаговой инструкции. По значимости это вечнозелёный контент для большого сегмента. И он не протухает так быстро, как новость о ДТП возле памятника Калинину.

Поэтому думать нужно не с позиции «как забить ленту», а с учётом потребностей аудитории.

Это схема Стивена Баттри, который разрабатывал новые бизнес-модели для американской локальной прессы. Когда я впервые её увидела, мне стало грустно. Оказалось, что сколь уникальной ни была бы наша жизнь, все мы проходим одни и те же ключевые точки.

Жизненный путь человека

Как работать со схемой?

Просто берём любую точку и ставим себя на позицию читателя, который в ней находится. Например, поиск первой работы. Тут можно сходу десятки волнующих вопросов придумать, начиная с того, куда берут людей без опыта, и заканчивая иллюзиями и стереотипами. Покажите мне хоть один ресурс, который отвечает на эти вопросы?

Моя любимая история — первоклассники. Каждый год появляются тексты «Сколько стоит собрать ребёнка в первый класс?». А вы когда-нибудь видели статью «Сколько стоит собрать ребенка в седьмой класс?». Это другие цифры. Почему не сделать интерактивный спецпроект, где на входе будет вопрос «В какой класс идёт ваш ребёнок?». И дальше — сегментированная информация: чему учить, как кормить, где одевать и покупать книжки.

С таким подходом вы перестанете работать с колёс и научитесь планировать темы на год вперёд.

Обратная связь с аудиторией

Хорошо, вы написали текст и передали читателю через какой-то канал. Что вошло в его голову? Совсем не то, что вы хотели. Если вам всё равно, что человек думает, то проблем нет. В 40-е, когда разрабатывалась теория пропаганды, любая коммуникационная схема здесь и обрывалась. И сейчас мы видим последствия этого культурного слома.

Мне очень нравится сидеть рядом с очередным «золотым пером», когда он публикует свою первую колонку в интернете. Авторитетный автор с короной на голове постит текст о культуре. И первый же комментарий: «Артист, которого вы назвали заслуженным, давно народный. Как можно этого не знать?».

Что происходит с «золотым пером»? Его руки трясутся, слюна брызжет на экран – «сволочи, уроды, кто дал им право писать вот это всё?». Ты садишься и от его имени спокойно отвечаешь: «Вы выиграли конкурс на самого внимательного читателя, приз ждёт вас в редакции». И в этот момент разгорячённый автор спрашивает: «А что, так можно было?».

Почему дискуссии нас бесят? Потому что учителя в школе «вещали», и любая обратная связь их раздражала. Мы привыкли к такой коммуникации, а теперь оказалось, что люди могут нам отвечать. При этом их ведь тоже не учили формулировать. Как мысль потекла, так и вылилась в текст.

Так что коммуникации нужно учиться всем.

Главные темы:

1. Медийные компетенции

1.1. Инструмент для (само)диагностики специалиста

Любой медийщик — это набор определённых навыков и компетенций.

Работа с информацией, производство контента, коммуникация, управление проектами, право и этика в медиа — в чём именно должен разбираться человек на той или иной позиции? Что конкретно он должен уметь делать?

Silamedia разработала уникальную карту медийных компетенций. Она поможет составить индивидуальный план развития, а также научит правильно нанимать сотрудников.

1.2. Как натренировать недостающие навыки?

Что эффективнее: тренинг или книга? Почему конференции не всегда дают актуальные знания?

Три способа прокачать себя и команду.

2. Сегментирование аудитории

2.1. Формат материала

Текст не хуже инфографики, подкаст — видео. Как выбрать форму для своего материала?

Классическая схема коммуникационного акта.

2.2. Канал связи

Копировать контент с газеты на сайт, с сайта — в соцсети, а оттуда — в мессенджеры — пустая трата времени.

Как выбрать канал передачи информации? Подход digital first.
«Вас нет в Telegram — значит, вас нет в бизнесе» и другие постулаты, которые пора пересмотреть.

2.3. Как научиться думать с позиции читателя?

Утренняя лента во всех СМИ одинаковая, но читателю нет дела до этих ДТП и совещений в исполкоме.

Грустная схема Стивена Баттри «цикл жизни человека», которая поможет журналисту стать ближе к читателям.

2.4. Обратная связь с аудиторией

Почему мы привыкли вещать, а любая обратная связь нас раздражает?
Конструктивная работа с комментариями в медиа и соцсетях.

3. Медийные тренды

3.1. Чувствовать, думать, сопоставлять

«22 ноября прошло совещание городской администрации по подготовке совещания в городской администрации» — почему мы снова и снова продуцируем такие тексты и как перестать?

Не забивайте ленту бесполезными новостями (нет, они не принесут вам трафик), пишите меньше, но содержательно.

3.2. Визуальный язык

Можно опубликовать очередное буквенное полотно, а можно ту же информацию показать в сжатом виде — через инфографику или карту.
Как перестроить мышление с традиционного потокового на цифровое?

3.3. Персонализация

Это дорогое удовольствие — заточить инфопоток под определённого пользователя. Игра стоит свеч или нет?

3.4. Фокус на теме, а не на формате

Если рубрики на вашем сайте до сих пор называются «политика», «экономика» и «спорт» — значит, вы не думали о своём читателе и его интересах.

3.5. Структурирование и упаковка

Как из одного текста сделать три? И почему это нужно делать?

3.6. Данные

Как работать с данными так, чтобы материал получался ёмким, информативным и полезным для читателя

Лучшее на Соли

Советуем