Лекция Сэма Вудхауза

Журналистика во время выборов. Правила BBC

Можно ли бороться за перемены?
Читать Смотреть Раздатки

Что происходит, если журналист превращается в политического активиста? Чем отличается политическая культура в стране, где непредвзятость общественного медиа гарантирована законом? Ответы — в лекции Сэма Вудхауза, политического обозревателя и редактора эфира избирательной ночи на BBC.

Главные темы:

Ценности BBC

Они прописаны на ID-карточках журналистов компании и каждый день напоминают, чем сотрудники должны руководствоваться в работе. Это:

  • доверие аудитории,
  • непредвзятость,
  • качество репортажей,
  • креативность,
  • уважение к героям материалов.

Медиа по-разному смотрят на то, как освещать политические кампании. Были противоречия в Мьянме во время первой за двадцать лет предвыборной гонки. Журналисты госканалов считали себя голосом действующей власти, а оппозиционные – голосами лидеров перемен. С ними всеми сложно было говорить о доверии.

Если бы BBC не была полностью непредвзятой, то не заслужила бы уважение зрителей.

Мы спросили британцев, какие источники информации они считают надёжными. 86% больше всего доверяют национальным телевизионным и радио- новостям, 78% — друзьям и семье, 75% – газетам, около 24% — соцсетям и интернету.

Великобритания — единственная страна, в которой вещательные компании обязаны быть непредвзятыми по закону. Они должны разделять новости и комментарии. К газетам такого требования нет.

В Америке многие вещательные компании придерживаются точки зрения редактора или какой-либо партии. Телеканалу, который пропагандирует определённый политический взгляд, будет доверять только его узкая аудитория.

Непредвзятость в новостях — это 1) точное и 2) справедливое освещение событий, а также 3) представление разных точек зрения. Из-за такого подхода у BBC мало друзей среди политиков: они не рады, что им не дают высказаться и ограничивают эфирное время.

Как освещать предвыборную гонку?

На сайте BBC можно найти руководство, которое полностью регулирует, как мы освещаем избирательную кампанию и что даём в эфир. Например, допустимо ли ждать кандидата возле его дома, чтобы вести запись. Можно ли проводить опросы общественного мнения (экзитполы) и когда это делать. На сайте публикуем информацию по результатам публичных консультаций и обсуждений.

Делаем репортажи из определённого избирательного округа. При этом следим, чтобы все его представители получили равные доли эфира. Снимаем репортажи об отдельных кандидатах и дебаты между кандидатами. Стараемся проводить дебаты национальных лидеров. Делаем репортажи-расследования.

Во время подсчёта голосов ведём прямой эфир на радио, телевидении и в интернете.

В течение последнего дня избирательной кампании наш репортёр следил за тремя главными кандидатами и старался, чтобы они получили равное количество эфирного времени.

Всех кандидатов мы показываем в одинаковых ситуациях, задаём одни и те же вопросы. Это нужно, чтобы кандидаты получили равные доли эфира.

Перед началом избирательной кампании BBC определяет, сколько времени получит каждая из партий на протяжении шести недель предвыборной гонки. Основываемся на результатах предыдущих выборов и нынешней ситуации.

Так, на предыдущих парламентских выборах правящая и оппозиционная партии получили одинаковое количество эфирного времени. Третья партия – вдвое меньше каждой из них. Существуют маленькие партии — например, партия Зелёных. О ней мы будем рассказывать меньше.

Аудитория ждёт, что партии, которая, скорее всего, победит в избирательной кампании, дадут больше эфирного времени, чем маленьким партиям без шансов на победу. Но есть справедливое разделение: любая партия, которая участвует в избирательной кампании, получит доступ к эфиру и будет иметь возможность себя показать.

Те политики, которые работают в парламенте, перестают выполнять свои обязанности во время избирательной кампании. Дэвид Кэмерон (премьер-министр Великобритании с 2010 по 2016 год. — прим. ред.) перебрался из резиденции в штаб-квартиру своей партии, вёл предвыборную гонку и не мог делать никаких официальных заявлений от имени правящей коалиции. Ситуации, когда кандидат часть дня посвящает кампании, а остальное время — государственным обязанностям, быть не может.

Количество эфирного времени, которое мы выделяем для партий, различается от кампании к кампании. Например, Либерально-демократическая партия Великобритании изначально имела в парламенте 57 своих представителей. Но показала плохие результаты на выборах — и только восемь её членов избрали в парламент. Поэтому на следующих выборах этой партии было предоставлено гораздо меньше эфира.

Должен ли журналист «бороться за перемены»?

В Мьянме госТВ освещало то, что делали госорганы. А оппозиционные каналы — работу оппозиционных лидеров.

Позиция BBC — давать каждой стороне равные возможности высказаться. Журналист должен представлять разные взгляды на событие, но не продвигать одну точку зрения. Если журналист начинает «бороться за перемены», аудитория перестаёт ему доверять.

Если политические лидеры отказываются от участия в выборах, их позицию тоже нужно представлять зрителям. Принцип BBC — давать все точки зрения: и правящих кругов, и оппозиции, и тех, кто отказывается участвовать в выборах.

На американском телевидении ведущие программ довольно грубо общаются с участниками избирательных кампаний. Согласно BBC, к каждому кандидату необходимо относиться с уважением. Нейтральный tone of voice во время политического интервью — это и есть непредвзятость.

В Великобритании проплаченная политическая реклама запрещена законом. Единственный способ для политика оказаться на экране — побывать в эфире новостей. А вот в США политическая телереклама разрешена, на неё тратятся миллиарды долларов.

Как успешно провести дебаты?

В 2010 году на телевидении прошли первые в истории Великобритании дебаты с участием премьер-министра и лидеров оппозиции. Мы добивались этого четыре года. В США ещё со времён Кеннеди и Никсона проводили дебаты, но в Британии никак не удавалось их организовать. Кандидат, который, как ожидалось, выиграет, находил причины не участвовать в дебатах.

Сейчас дебаты проходят постоянно, и аудитория за ними наблюдает. Именно первые дебаты сильно повлияли на избирательную кампанию. Из-за них взлетело количество голосов за кандидата третьей партии, которого до этого мало знали. То есть дебаты дали преимущество новому кандидату. Дэвид Кэмерон, на тот момент лидер оппозиционной партии, считал, что выиграет легко. Но он провалил дебаты, и в следующие пять лет после выборов ему пришлось провести в коалиционном правительстве.

Важно правильно организовать теледебаты. Если политик покажет плохие результаты, первым делом он обвинит организаторов в предвзятости.

Даже зрителей в зале нужно подбирать так, чтобы каждый политик получил равную долю поддержки. Модератор должен объяснить в эфире, как подбирали массовку и формировали вопросы.

Всем кандидатам даётся одинаковое количество времени на ответ. Как только оно истекает, загорается сигнал. В таблице отмечается, какой кандидат ответил первым. То есть кандидаты не отвечают по порядку, одним за одним.

День выборов

В «день тишины» накануне голосования BBC передаёт прогноз погоды. Можно показать, как кандидаты и избиратели заходят на участки, ничего другого сообщать нельзя. Это правило распространяется и на соцсети.

Нельзя вести политические репортажи и в день выборов — до десяти вечера, пока открыты избирательные участки. Можно снимать, лишь когда начинается подсчёт голосов.

Результаты парламентских выборов в Великобритании 2015 года формировались в течение двадцати часов. Из программы BBC люди узнавали, как считали голоса, мы показывали различные графики. BBC потратила на это огромные деньги. Огромная студия аккумулировала информацию со 140 спутников, установленных в местах подсчёта голосов. В эфире мы объясняли методологию.

Наблюдатели от каждой политической партии могли подходить к тем, кто считает голоса, следить за процессом и задавать вопросы. Если наблюдателям что-то не нравилось, они могли поговорить с человеком, ответственным за общий подсчёт.

Журналисты могут присутствовать при подсчёте голосов, но подходить близко к столам им не разрешается.

От вещательных подразделений BBC, которые ведут репортажи, мы получаем информацию о количестве голосов, которые набрали кандидаты. Это часть демократического избирательного процесса — когда люди голосуют, возвращаются домой и могут посмотреть, что происходит дальше.

Принцип непредвзятости — самая сильная карта BBC. Мы стремимся его соблюдать, хотя на этом пути могут быть и ошибки с нашей стороны.

Как подготовиться к интервью с политиком? 5 советов

  1. Составьте план беседы,
  2. почитайте дополнительную информацию о том, что вы хотите обсудить,
  3. обдумайте цель разговора. Чего вы хотите достичь?
  4. не благодарите политика за ответы,
  5. если вы не получили ответ на свой вопрос, задайте его ещё раз.

Помните, что вы представляете интересы ваших зрителей, а не политика. И ваша цель — получить от него информацию.

Текст подготовила Полина Питкевич

Главные темы:

1. Ценности BBC

Они прописаны на ID-карточке каждого сотрудника компании. О чём нужно помнить каждый день?

  • О доверии аудитории,
  • непредвзятости,
  • качестве своей работы,
  • креативности
  • и уважении к героям материалов.

По результатам многочисленных опросов, более 80 % британцев доверяют национальному телевидению.

Сэм Вудхауз привёл в пример предвыборную гонку в Мьянме, где журналисты работали «по ситуации», а не по стандартам. Так, госСМИ считали себя голосом действующей власти, а оппозиционные медиа — голосом лидеров перемен.

По мнению лектора, BBC не заслужила бы доверие зрителей, если бы действовала так же.

2. Как освещать предвыборную гонку?

Накануне очередной кампании BBC разрабатывает специальное руководство для журналистов. Даже стендапы будут записываться по правилам: где можно стоять, а где нельзя.

Заранее прописано всё: сколько эфирного времени получат кандидаты, где и как их будут снимать, какие вопросы им зададут.

Отдельный пункт — экзит-полы. Кого, когда и о чём может спросить журналист?

3. Должен ли журналист «бороться за перемены»?

И будут ли ему доверять?

Принципиальная позиция BBC — представлять позицию всех: правящих кругов, оппозиции и тех, кто отказывается участвовать в выборах.

Можно ли пускать в эфир проплаченную политическую рекламу?

В третьей части Сэм Вудхауз сравнит британский и американский подходы к освещению выборов и расскажет, могут ли репортёры BBC выражать свою точку зрения на митинге и в социальных сетях.

4. Как успешно провести дебаты?

Мало уговорить всех прийти.

Даже массовку BBC подбирает по правилам — каждый политик должен получить равную долю поддержки. В свою очередь модератор обязан объяснить зрителям и участникам, как формировались вопросы и подбирали аудиторию.

Казус Кэмерона, который провалился на дебатах и следующие пять лет вынужден был провести в коалиционном правительстве.

5. День выборов

До десяти вечера, пока открыты избирательные участки, BBC не показывает политические репортажи.

А вот после десяти эфир закипает. Огромная студия аккумулирует информацию со 140 спутников, установленных в местах подсчёта голосов. О методологии подсчёта и промежуточных результатах зрители узнают из эфира BBC.

6. Как подготовиться к интервью с политиком?

Пять советов Сэма Вудхауза:

  • составьте план беседы,
  • почитайте дополнительную информацию о том, что вы хотите обсудить,
  • обдумайте цель разговора. Зачем он вам?
  • Не благодарите политика за ответы,
  • если вы не получили ответ на свой вопрос, задайте его ещё раз.

А подробности — на видео.

Лучшее на Соли

Советуем